Ядерный щит и приватизация
Недавно (см., например, «Новый город №» № 14, 8 апреля) заместитель Генерального директора Госкорпорации «Росатом» И.М.Каменских дал интервью, в котором изложил свое представление о реформировании ядерно-оружейного комплекса (ЯОК).
Это интервью находится в прямой связи с письмом ряда ведущих специалистов РФЯЦ-ВНИИЭФ Президенту и Председателю Правительства РФ, в котором они высказали свое беспокойство по поводу подготовки Госкорпорацией преобразования организаций ЯОК (включая РФЯЦ-ВНИИЭФ) в открытые акционерные общества. В этом письме, в частности, говорится:
«Нам неясно, в какой степени преобразование в ОАО:
– обеспечит выполнение основных задач института в интересах обороны;
– будет содействовать развитию уникальной научной и технологической базы и проведению научно-технических исследований для ответов на новые стратегические угрозы;
– приведет к повышению эффективности научного труда для решения оборонных задач в беспрецедентных условиях долгосрочного отсутствия ядерных испытаний».
Интервью руководителя ЯОК Госкорпорации «Росатом» можно рассматривать как вариант формулировки ответа на письмо ведущих специалистов РФЯЦ-ВНИИЭФ. Любопытно, что ни на один из поставленных в письме вопросов ответа в интервью по существу нет. Каким образом акционирование предприятий ЯОК сможет быть полезным для укрепления ядерного щита? – как не было ясно раньше, так неясно и теперь.
И.М.Каменских говорит, что ФГУПы (федеральные государственные унитарные предприятия) изжили себя как неэффективный, «непрозрачный» вид предприятий и должны быть ликвидированы полностью. В связи с этим отметим, что РФЯЦ-ВНИИЭФ (будем говорить о нем) обеспечивал в течение 19 лет (в том числе в условиях экономического кризиса 90-х годов и в настоящее время) научно-технологическое сопровождение основной части ядерных зарядов и боеприпасов ядерного арсенала РФ при отсутствии натурных испытаний. Объем средств, выделенных государством для этого, несравненно меньше, чем имеют аналоги РФЯЦ-ВНИИЭФ в США, хотя объем решаемых там задач меньше. О какой неэффективности работы организаций ЯОК РФ здесь может идти речь (в условиях глобализации экономики и уровня цен)?
Руководителю ЯОК Госкорпорации «Росатом» И.М.Каменских также хорошо известно, что вся работа РФЯЦ-ВНИИЭФ находилась и находится под постоянным надзором Росатома, а также компетентных государственных органов, так что «непрозрачность» здесь также ни при чем.
Госкорпорация «Росатом» подготавливает передачу имущества предприятий ЯОК из собственности Российской Федерации в собственность Госкорпорации с последующим проведением их акционирования. Хотя Госкорпорация учреждена Российской Федерацией и находится под контролем органов государственной власти, она является независимым юридическим лицом и передача ей государственного имущества в собственность является приватизацией. Зачем это необходимо? Госкорпорация вполне могла бы продолжать управлять организациями ЯОК, имущество которых находилось бы в государственной собственности.
И.М.Каменских отмечает в интервью, что в существующих экономических условиях эффективной организационно-правовой формой является акционерное общество (АО) и что эта форма хорошо зарекомендовала себя на предприятиях атомной энергетики. При этом упускается из виду, что предприятия энергетики производят рыночную продукцию, а результаты ядерно-оружейной деятельности не могут быть представлены на рынок и не имеют рыночной стоимости. При чем тут АО? Кстати, последний экономический кризис показал сомнительность эффективности АО и в условиях рынка.
Существует также мнение (и в интервью его можно усмотреть), что специалисты ЯОК могут совместить разработку и сопровождение ядерного оружия с работами по гражданским технологиям, то есть «полдня специалист отрабатывает элемент ядерного боеприпаса, а полдня работает над вентилем для трубопровода». На самом деле ядерно-оружейные специальности уникальны, их освоение и применение требует 100%-ной отдачи. Занятия любыми другими видами работ приводят сначала к утрате творческого импульса, затем к снижению квалификации и к деградации ядерного оружейного специалиста. Конечно, если существует излишек кадров в ЯОК, то их нужно использовать в гражданской сфере, однако ядро ядерных оружейных специалистов должно заниматься своим профессиональным делом. В противном случае кадровый потенциал будет разрушен и «ядерный щит» будет некому поддерживать в дееспособном состоянии.
И.М.Каменских много говорит о том, что необходимо, чтобы заработная плата в ЯОК была высокой, чтобы ядерно-оружейная деятельность была привлекательной и что преобразование в АО (целью которого является, как известно, получение прибыли) будет этому содействовать.
Сегодня заработная плата в ЯОК РФ на порядок меньше заработной платы специалистов аналогичного уровня в США, и это является серьезным недостатком государственной политики, который должен быть исправлен в рамках государственных мер.
Интервью И.М.Каменских названо «Задача – создание оптимальной конфигурации ЯОК». При этом о «конфигурации ЯОК» в нем ничего не сказано. В то же время здесь существует важная проблема.
Предприятия атомной энергетики были объединены в единый комплекс «Атомэнергопром» и входят, как целое, в состав Госкорпорации. Создание аналогичной единой организации ЯОК не предусматривается. Почему?
В целом предпринятые Госкорпорацией попытки акционирования ЯОК оставляют без ответа массу вопросов: не ясны цели, не ясны методы, отсутствует «прозрачность», не ясны научно-технологическая состоятельность, укрепление государственного контроля в условиях разгосударствления и т.д.
Ядерный щит России переживает сейчас не лучшие времена, и новые проблемы с приватизацией ЯОК ему ни к чему.
Доктор технических наук, лауреат Государственной премии И.А.Андрюшин
Доктор физико-математических наук, лауреат Государственной премии А.К.Чернышев