Восьмая глава Онегина
Для чего мы живем на этом свете? Едим, пьем, любим, рожаем детей? Где он тот самый великий смысл жизни? «Евгений Онегин» Пушкина – произведение, в котором поэт отчетливо сам себе задает этот вопрос.
Известный в Сарове своими высокохудожественными постановками театр православного творческого объединения Мiр не случайно взял в работу восьмую главу «Евгения Онегина». Это богатый материал для нравственного осмысления жизни. Тонкий, вдумчивый режиссер Ирина Семенчук и уникальный по таланту, темпераменту актер Роман Сванидзе умышленно делали спектакль для подростков.
И.Семенчук: – Мы хотим, чтоб Пушкина читали. И чтобы в нашей стране, в которой теперь очень ценны материальные блага, все же пытались искать смысл жизни в области идеала. Богатство – не гарантия счастья и не гарантия того, что тебя будут любить.
В подростковом возрасте самое время разобраться в том, чего именно хочется от жизни, и научиться поступать с людьми по совести. Проект «Онегин, Пушкин, Мотовилов в поисках смысла» включает в себя не только просмотр саровскими школьниками документального фильма Сергея Трусова «Тайны Болдинской осени» и самого спектакля «Евгений Онегин. Глава восьмая», но и нравственные беседы. Ведь хочется донести до ребят главное. И, к счастью, многие из них поняли, о чем спектакль. Девочки из школы № 1, конечно же, говорили, что он о любви, а еще о том, как важно быть верной самой себе. Одна из них так и сказала: «А меня тоже, как и Татьяну, считают «белой вороной», а я привыкла и не хочу быть как все». Мальчишки-девятиклассники же – народ более серьезный. А потому о любви и всяких там «нежностях» не говорят. Но пушкинскую Татьяну в девичестве считают «надежной девчонкой, с которой можно и в огонь и в воду». И добавляют: «Побольше бы таких друзей!»
Почему спектакль построен на основе восьмой главы? Она кульминационна. Образы главных героев раскрываются в финальной встрече. Татьяна отвечает Онегину на его признания словами: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна!» Пушкин «наказывает» эгоистичного Евгения, делая замужнюю светскую даму Татьяну для него абсолютно недоступной. Но понял ли Онегин поступок Татьяны? Вряд ли. Татьяна же – существо глубоко нравственное. Да и замужество на Руси было священным. Любить – жалеть, а значит жертвовать собственным «я» ради близкого – вот что нужно Татьяне и абсолютно чуждо Евгению – человеку с холодным умом и сердцем светского льва. 26 лет его душа была пуста. И только вспыхнувшая любовь могла бы наполнить ее смыслом. Но, увы…
Автор без сожаления прощается со своим героем в конце романа. И, похоже, спектакль помог школьникам понять – почему.
На сцене камерного зала Дома ученых в качестве сопровождения спектакля звучала светлая, как и стихи Пушкина, музыка Моцарта в исполнении скрипачки Татьяны Мальгиной. Очень хорош, а главное уместен в спектакле режиссерский прием с зеркалом на заднем плане сцены. В нем таинственным образом появляется образ юной девы Татьяны Лариной, а затем и, кажется, музы поэта – эффектной светской дамы. Образ создан тоже Т.Мальгиной.
«Евгений Онегин» будет показан девятиклассникам разных школ. И, верится, будет ими принят и понят. Роман Сванидзе: «А лично для меня осмысление «Онегина» – это работа на всю жизнь».
Б.Аполлонова,
фото А.Виноградовой